Телефон
+7 812 244-29-07
Режим работы
Пн - Пт 09:00 - 18:00
Адрес
Санкт-Петербург, ул. Афонская д.2а

Итоги недели 19-23 сентября 2022 года: Подготовка к зиме, будущее электротранспорта и TNF 2022

Ключевыми событиями уходящей недели стали региональные совещания по подготовке к осенне-зимнему периоду. Вместе с тем, на выставке «ЭлектроТранс 2022» в Москве эксперты обсудили будущее российского электротранспорта, а на форуме TNF 2022 в Тюмени — развитие и технологическое обеспечение российского топливно-энергетического комплекса. #новости_энергетики #газификация #итоги_недели

Темпы газификации заметно возросли

20 сентября 2022 года заместитель Председателя Правительства РФ Александр Новак провел очередное заседание Федерального штаба по газификации, где было отмечено, что темпы подключения населения к газу в уже газифицированных населенных пунктах заметно возросли.

«К данному моменту заключено 580 тыс. договоров – это порядка 84% от всех принятых заявлений, к 277 тыс. домовладений подведен газ, то есть половина от заключенных договоров уже реализована. Наблюдается положительная динамика – ранее этот показатель был на уровне 38%», – сказал Александр Новак.

Отдельно вице-премьер отметил необходимость газификации не только домовладений, но и котельных для отопления ряда социальных объектов, в частности детских садов и школ.

По данным «Газпром межрегионгаза», региональные программы догазификации обеспечены необходимым финансированием в полном объеме.

Подготовка ПФО к зиме оценивается как удовлетворительная

22 сентября 2022 года заместитель Министра энергетики РФ Евгений Грабчак
провел заседание Правительственной комиссии по вопросам подготовки субъектов электроэнергетики и объектов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) Приволжского федерального округа (ПФО) к прохождению осенне-зимнего периода (ОЗП) 2022 –2023 гг.

«Текущие темпы подготовки ПФО мы считаем в целом удовлетворительными, вместе с тем, есть отдельные сферы, на которые следует обратить внимание», – сказал он.

Евгений Грабчак отметил, что в предстоящий ОЗП в объединенной энергосистеме Средней Волги и отдельных энергосистемах ожидается прирост потребления мощности на 1,6%.

«Что касается аварийности в целом по округу, за 8 месяцев текущего года в сетях 110 кВ и выше показатель снизился на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Традиционно рост приходится на распределительные сети, что связано в первую очередь с их неудовлетворительным техническим состоянием», – сообщил заместитель Министра.

Он напомнил, что в 2022 году с учетом сложившейся ситуации с поставками оборудования, необходимого для ремонтов, техперевооружения, реконструкции в качестве меры поддержки энергокомпаний была существенно упрощена процедура перехода компаний на ремонты по техническому состоянию.

«Но обращаю внимание, что невключение в годовые графики ремонтов, особенно по объектам генерации, отдельного оборудования под предлогом перехода на ремонт по техсостоянию недопустимо. Тем более, если по оборудованию наблюдалась повышенная аварийность», – добавил Евгений Грабчак.

В свою очередь первый заместитель генерального директора – главный инженер ПАО «Россети» Андрей Майоров
доложил о подготовке электросетевых объектов Группы «Россети» к прохождению ОЗП в регионах ПФО.

По его словам, Группа «Россети» направила на финансирование ремонтных программ в ПФО в 2022 году 11,4 млрд рублей, что на 400 млн рублей превышает уровень 2021 года. Работы идут по графику и будут завершены до конца сентября.

В целом планируется ремонт более 11 300 единиц подстанционного оборудования и 4 153 км линий электропередачи (ЛЭП) 35 кВ и выше, расчистка от растительности почти 26 100 га просек ЛЭП. Аварийный запас уже полностью сформирован. Обеспечена готовность 1 882 бригад на случай аварийно-восстановительных работ, 1 537 резервных источников питания общей мощностью 68,2 МВт.

Планируемый объем финансирования инвестиционной программы в 2022 году составляет 27,3 млрд рублей. В физическом выражении будет введено в работу 464 МВА трансформаторной мощности и около 3 000 км ЛЭП.

Волгоградская область и Дагестан тоже готовятся к ОЗП

Подготовка объектов теплового хозяйства, газо- и водоснабжения, электроэнергетики к ОЗП 2022-2023 гг. стала главной темой оперативного совещания, которое провел губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров 19 сентября 2022 года.

«Отраслевая готовность систем жизнеобеспечения к ОЗП позволяет в полном объеме выполнить все запланированные к началу отопительного сезона работы. Готовность объектов ЖКХ и социальной сферы Волгоградской области составляет 81,9% при плановом значении на 1 сентября порядка 70%. Готовность объектов производства и передачи электро- и теплоэнергии — 75%: подготовка здесь тоже идет с опережением графика. Рисков неисполнения намеченных обязательств в сфере ЖКХ и электроэнергетики не прогнозируется», — сообщил глава региона.

Глава Республики Дагестан (РД) Сергей Меликов тоже посвятил очередное заседание Оперштаба вопросам подготовки к зиме и развития ЖКХ. Оно состоялось 20 сентября 2022 года.

Касаясь развития региона, Сергей Меликов заявил, что важнейшим направлением антикризисных мер является, прежде всего, преодоление инфраструктурных ограничений.

«В первую очередь, это проблемы в сфере энергетической и коммунальной инфраструктуры, недостатки которой не только создают преграды хозяйственной жизни, но самым негативным образом сказываются на жизни обычных граждан», – сказал он.

В качестве примера глава РД привел отопительный сезон 2021 года, когда в системе мониторинга и контроля аварий ЖКХ по Дагестану было зарегистрировано более 1 тыс. происшествий. Это около шести происшествий в день.

В этой связи Сергей Меликов обратил внимание на необходимость более активной работы ресурсоснабжающих организаций в части подготовка к ОЗП.

О ходе подготовки объектов электроэнергетики и газоснабжения к ОЗП 2022-2023 гг. проинформировали первый заместитель генерального директора ПАО «Россети Северный Кавказ» Виктор Абаимов и генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала» Ленар Мансуров.

«На мероприятия, которые мы запланировали, предусмотрено порядка 125 млн рублей. Половина из этих средств планируется потратить на ремонт кабельных линий в Махачкале. Контракт уже заключен и подрядчик работает. В целом будет отремонтировано 90 городских линий. Дополнительные материалы с этой целью закуплены. Ведется замена железобетонных опор, проводов, ремонт и замена трансформаторных подстанций. Все запланированные в столице работы мы планируем завершить до 1 ноября», – заявил Виктор Абаимов.

В целом, по его словам, по РД на реконструкцию энергосетевого хозяйства в 2022 году планируется потратить около 1 млрд рублей. Для обеспечения качественной подготовки к ОЗП к работе привлечено около 1200 специалистов. На сегодня она выполнена на 60%. Решаются также вопросы, связанные с перегрузом ряда подстанций, – на четырех из них заменены трансформаторы на более мощные. В 2023-2024 гг. будет реконструировано 17 объектов электроэнергетики.

Будущее российского электротранспорта

Насколько экологичен российский электротранспорт, станет ли развитие электрического транспорта в России приоритетом государственной энергетической политики. Эти вопросы обсудили представители транспортной системы на круглом столе «Тормози и зарабатывай: как энергоотходы превратить в доходы в электротранспорте» на международной выставке «ЭлектроТранс 2022» в Москве.

Кроме того, эксперты попытались выяснить, как дальнейшее распространение этого вида транспорта повлияет на социально-экономические аспекты в крупных мегаполисах и в регионах. Узнали под влиянием каких факторов сегодня в России используется электротранспорт, и может ли более масштабное использование систем рекуперации энергии стать мощным драйвером дальнейшего развития отрасли.

В ходе обсуждения эксперты выяснили, чем отличается взгляд государственных органов на эти вопросы, и что об этом думают компании, развивающие бизнес электротранспорта.

Вместе с тем, важной задачей перед электротранспортом сегодня стоит возвращение части материалов или энергии для повторного использования. Такую позицию выразил заместитель директора дивизиона «Городской общественный транспорт» СТМ Алексей Сергеев.

«Рекуперация в вопросе использования современного транспорта важна. Поэтому установка энергетической системы на борту транспорта мне кажется наиболее эффективной для этих целей. И я склоняюсь больше к тому, что электротранспорт должен принадлежать горожанам, а остальное – для тех, кто живет за городом. Безопасность и экологичность транспорта мы должны рассматривать через призму обычного человека. Потому что люди, которые получили рак легких в результате того, что они вдыхали выхлопные газы – это потери для экономики», — уверен он.

По его мнению, сегодня, то, каким будет транспорт, зависит не от производителей, а от заказчиков и муниципалитетов. Именно они ставят задачу компаниям, и формируют тем самым определенные тенденции в отрасли.

Между тем, дополнительным источником энергии для питания электрического транспорта в крупных городах с началом применения тяговых электроприводов стало преобразование при торможении (рекуперация) механической энергии вагона в электроэнергию, которая выдается в сеть. Эта часть энергии рекуперации уже полезно используется.

Избыточная энергия рекуперации вагонов, которая пока рассеивается в виде тепла на тормозных резисторах, может увеличить этот эффект. Реализацией этого может стать широкое применение стационарных накопителей энергии, подключённых к контактной сети. Суммарно энергия полезной и избыточной рекуперации может составлять до половины от объёма энергопотребления на тягу вагонов. Об этом рассказал Александр Кацай, генеральный директор ООО «Кинемак».

 «Количество энергии, которое потребляет сегодня каждый человек, – чудовищное. А если рассматривать ту же Москву, то это еще и город, который имеет гиперконцентрацию населения», — об этом заявил председатель совета директоров компании «ТЭЭМП» Михаил Лившиц.

Мы проводили эксперимент и вычислили, что один трамвай вырабатывает 145 кВт*ч в день. В стране трамваев около 8 тысяч и на всех из них можно использовать преобразование механической энергии движения при торможении, получая электроэнергию. Но пока все это просто рассеивается теплом», — пояснил Михаил Лившиц.

Эксперт уверен, что при здравом подходе, это может стать уточнением той «зеленой» энергетической повестки, которая пока ещё зиждется на устаревших представлениях, в том числе о применении как главной альтернативы традиционным генераторам так называемых «возобновляемых источников».

В фокусе TNF 2022

В этом году ключевой темой тюменского форума TNF 2022 стало развитие и технологическое обеспечение российского топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

Так, главным событием во второй день форума TNF 21 сентября 2022 года стала пленарная сессия «Промышленность и ТЭК: игра по новым правилам», в которой принял участие Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.

Во время своего выступления Денис Мантуров отметил, что санкции, введенные в отношении поставок оборудования для освоения арктического шельфа, стали первым серьезным вызовом для российских компаний в сфере ТЭК.

«В 2014 году мы начинали на уровне в 44% технологической независимости, сегодня картинка изменилась кардинально – это 60%. Мы рассчитываем к 2025 году выйти на параметры ближе к 80 %», – заявил Денис Мантуров.

По его словам, за это время было разработано и внедрено в производство более 140 импортозаместительных позиций. В общей сложности на это из бюджета было выделено 30 млрд рублей.

 

 

Газоснабжение, Электроэнергетика, Электротранспорт, ТЭК, Выставки, конференции

Об авторе

ООО ПЭСК

Основное направление нашей деятельности – инжиниринг в области автоматизации технологических процессов (АСУ ТП). Мы создаем и внедряем автоматизированные системы управления технологическими процессами практически во всех сферах промышленности, индивидуально подбирая решения с учетом целей заказчиков и особенностей объектов.

НАШИ РЕШЕНИЯ